Таблица выявленных фальсификаций
Пояснения к Таблице фальсификаций
Видеоколлекция
18 сентября 2016 года по всей России прошли выборы депутатов Государственной Думы.
В Казани, как и во всех городах-миллионниках, велась видеозапись процесса голосования.
Камеры видеонаблюдения на избирательных участках являются дополнительным инструментом контроля и не могут заменить собой реальных наблюдателей на участках. Тем не менее, их использование открывает немалые возможности для последующего анализа избирательного процесса.
У казанских активистов уже был такой опыт после выборов 2012 года. Итоги той работы отражены в цикле публикаций «100 избиркомов Казани. Таблица фальсификаций». Таким образом, к новому проекту уже имелась готовая технология.
Предметом нового исследования стали видеоматериалы, полученные после выборов в Госдуму РФ 18 сентября 2016 года с 415 избирательных участков Казани.
Первое, что можно выявить с помощью полученных записей – это так называемый «дефект явки». Идея достаточно проста и заключается в том, чтобы пересчитать всех избирателей, опустивших бюллетени в урны, а потом сравнить полученное число с 8-й строкой итоговых протоколов комиссий. Сам процесс «дефектации» является довольно трудоёмким и при массовом просмотре участков требует привлечения большого числа волонтёров. Использование ускоренного воспроизведения значительно облегчает задачу.
Пригодность участков для работы определялась предварительным мониторингом. Раздача записей производилась путём предоставления доступа к хранилищу, что позволило привлечь к работе даже географически удалённых участников проекта.
Важным и принципиальным моментом являлась проверка группой контроля (более опытными и надёжными счётчиками). Таким образом, разделялись первичный просмотр и контроль. Только подтверждённая фальсификация является основанием для публикаций и официальных обращений.
Первичный просмотр позволил попутно выявить все зрелищные моменты, например, «вбросы» и «карусели». Жемчужиной видеоколлекции стал УИК № 174 Казани, где групповой набег на урну голосования дважды выполняли наблюдатели на глазах у избирательной комиссии, под руководством её председателя, с участием полисмена в «донастройке» видеокамер с целью отвернуть камеры от урн либо временно выключить их.
Второй этап анализа видеозаписей состоит в проверке процедур сортировки и подсчёта. В подавляющем большинстве случаев эта работа сводится лишь к определению периодов времени каждой стадии и констатации нарушений установленного законом порядка действий комиссий. Основными нарушениями являются сортировка без оглашения и представления бюллетеней для визуального контроля присутствующим лицам, одновременный подсчёт рассортированных бюллетеней из разных пачек без перекладывания их по одному.
Третий этап анализа заключается в выявлении подлогов и фальсификаций во время сортировки и подсчёта голосов. Такая работа может выполняться только опытными счётчиками. Помощь волонтёров здесь уже не поможет. Применимость такого анализа крайне ограничена, поскольку он требует достаточно благоприятных условий и хотя бы частичного соблюдения законных процедур.
Четвертый этап — это поиск и выявление карусельщиков. По данному направлению пока идёт лишь накопление фактического материала, который толком не систематизирован. В настоящее время можно уверенно утверждать, что карусельщики были, причём «работали» как сами члены комиссий, так и передвижные «бригады», замеченные во всех районах Казани.
В целом анализ видеозаписей может принести немалую практическую пользу. Далеко не все фальсификаторы хотят быть увековеченными в бессмертных видеороликах. Кроме того, исследование даёт ключ к пониманию механизма фальсификаций — как именно он работает. Это знание обязательно должно быть учтено при подготовке будущих наблюдателей, желательно даже с демонстрацией фрагментов подлинных видеозаписей.
Краткая статистика по уже проделанной работе приведена на сайте.
30 декабря 2016 года опубликована позиция ЦИК РФ по текущим результатам нашей работы.
2, 6, 13 и 17 января 2017 года опубликованы первый, второй, третий и заключительный четвёртый наши комментарии к упомянутой позиции ЦИК РФ.